Сегодня, 17 января, международный День канатных дорог

  1. История канатных дорог
  2. Самая длинная канатная дорога в России
История канатных дорог

Почему 17 января? Именно в этот день в 1871 году американец Эндрю Смит Холлидей получил первый в мире патент на канатную дорогу.

Однако история канатных дорог уходит корнями в глубокую древность. Канатные дороги прошли удивительный путь развития, начиная с простых веревочных переправ до современных высокотехнологичных транспортных систем. Древние цивилизации использовали примитивные канатные системы, сплетенные из растительных волокон и шкур животных, для преодоления горных ущелий и бурных рек. Такие переправы стали предшественниками современных канатных дорог.

Первое сохранившееся упоминание о канатном транспорте датируется 1515 годом и относится к фуникулёру в Зальцбурге (Австрия), который использовался для подъёма грузов и людей по крутому склону.

Настоящий технологический прорыв произошел в 1834 году благодаря немецкому инженеру Альберту Фогтсу. Его изобретение – металлический канат из стальной проволоки – открыло новую эру в развитии канатных дорог. Прочность стального каната значительно превосходила характеристики традиционных материалов, что позволило создавать более надежные и протяженные транспортные системы.

В 1866 году неподалеку от швейцарского города Шаффхаузен была сооружена подвесная канатная дорога, соединяющая берег Рейна с турбинной станцией посередине реки. Дорога с ручным управлением и двухместной кабинкой использовалась для доставки рабочих к месту работы и обратно, что позволяет считать её первой подвесной канатной дорогой для перевозки людей.

Важной вехой стал 1871 год, когда американский изобретатель Эндрю Смит Холлидей получил первый официальный патент на канатную дорогу. Его разработка включала множество технических решений, которые легли в основу современных канатных систем. Примечательно, что некоторые принципы, описанные в патенте Холлидея, используются в конструкциях канатных дорог до сих пор.

К концу XIX века канатные дороги начали активно развиваться по всему миру. В России первые грузовые канатные дороги появились в Москве также в 70-х годах XIX столетия. Они положили начало развитию отечественного канатного транспорта, история которого насчитывает уже более 150 лет. Об этом рассказал Геннадий Бовский, технический директор компании “Горимпекс”, посвятивший канатным дорогам почти 50 лет жизни.

Также есть информация, что первую канатную дорогу в России построили в 1871 году близ железнодорожной станции Покров Владимирской.

Самая длинная канатная дорога в России

Настоящей жемчужиной и гордостью курорта «Газпром Поляна» является канатная дорога типа «3S» – самая длинная в мире канатная магистраль с кольцевым движением. Протяженность дороги составляет около 5,6 километров, а скорость движения может достигать 11 метров в секунду.

Только представьте, огромные кабинки, словно небольшие автобусы, плавно плывут по воздуху на трёх прочных канатах. В каждой такой кабинке могут комфортно разместиться 30 человек – это как целый школьный класс! А всего таких кабинок более 40. Подъем или спуск по этой канатной дороге представляет собой похожий на полет кавказских птиц опыт, ведь вы находитесь на максимальной высоте, паря над горами на высоте, сравнимой огромным зданием.

Самое удивительное, что вся эта конструкция держится всего на пяти опорах. Одна из них просто гигантская – 78 метров высотой. Такой высокой опоры нет больше нигде в Европе. Дорога может работать даже в самую плохую погоду. Это настоящее чудо техники и рекордсмен среди всех канатных дорог в мире!

Она соединяет нижнюю станцию «Альпика» на высоте 540 метров с верхней станцией «Приют Псехако» на высоте 1585 метров. Её построили к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи.

Канатная дорога – популярной туристическая достопримечательность. Летом она доставляет туристов к живописным горным маршрутам и смотровым площадкам, а зимой обеспечивает доступ к горнолыжным трассам различной сложности. Интересно, что температура на нижней и верхней станциях может различаться на 5-7 градусов, что создает дополнительный интерес для путешественников.

Строительство этой канатной дороги потребовало серьезных инженерных решений. Из-за сложного горного рельефа пришлось установить несколько промежуточных опор высотой до 78 метров. Каждая опора была доставлена на место с помощью вертолетов, так как обычный наземный транспорт не мог добраться до точек установки. Благодаря этому сложному проекту удалось создать надежное транспортное сообщение между разными высотными уровнями курорта.

 

Наверх